К оглавлению         На предыдущую страницу

Первая аппаратура радиообнаружения «Рапид»

Управление ПВО РККА доложило результаты совещания у акад. Иоффе и о принятом постановлении секретарю ЦК ВКП(б) и Ленинградского обкома С. М. Кирову, который обещал со своей стороны всемерное содействие. Позвонив по телефону А. А. Чернышеву, он рекомендовал принять участие в разработке вопросов радиообнаружения, подтвердив важность этого дела для обороны страны.

19 февраля 1934 г. Управление ПВО РККА заключило с ЛЭФИ договор [5] на изучение отражений электромагнитных волн от различных поверхностей, разработку аппаратуры радиообнаружения и проведение первых опытов по обнаружению самолетов. Затем на основе накопленных материалов следовало разработать проект станции воздушной разведки. Непосредственным руководителем этих исследований А. А. Чернышев назначил инженера Б. К. Шембеля, который уже начал вести работы по радиообнаружению для прожекторов и ЗА по договору с ГАУ.

В тактико-технических требованиях договора [6] предусматривалось создание аппаратуры, обеспечивающей:

— обнаружение самолетов в наблюдаемой зоне и определение координат на высотах полета до 10 км и на расстоянии до 50 км;

— точность определения координат в пределах 2—5%;

— определение количества самолетов (один, два, звено, отряд, эскадрилья и больше);

— определение скорости самолета с точностью до 25 км/ч и курса с точностью 2—5%.

На первом этапе работ предусматривалось создание опытной аппаратуры по обнаружению самолетов и проведение первых ее испытаний 1 июля 1934 г.

Второй этап включал [6]:

— изучение отражений радиоволн длиной от 0,5 до 5 м от плоской и цилиндрической поверхности под различными ракурсами с целью определения наивыгоднейшей длины радиоволны;

— разработку магнетронов с водяным охлаждением на волну 30 см и мощностью до 1 кВт;

— разработку искрового генератора на ту же волну и мощность;

— изучение генерирования мощных колебаний для разработки генератора колебаний СВЧ;

— изучение параллельной работы магнетронных генераторов;

— выбор наиболее чувствительного и устойчивого приемника и определение влияния на него передатчика при регенеративном и суперрегенеративном приеме;

— выбор излучающей и приемной антенн.

Срок выполнения второго этапа договора был установлен 1 октября 1934 г.

Третьим этапом должны быть разработка проекта и сооружение станции воздушной разведки к 1 декабря 1934 г.

По проекту тактико-технических требований система радиообнаружения должна была иметь передатчик и три приемных устройства, из которых одно устанавливалось возле излучающей антенны, а два других — на наблюдательных постах с расстоянием между ними до 10 км.

Несмотря на высказанную ранее мысль о предпочтительности импульсного метода радиоизлучения, П. К. Ощепков не обусловил этот метод в заданиях ЛЭФИ, и разработка аппаратуры радиообнаружения по заданию УПВО велась на основе метода непрерывного излучения и регистрации частоты Допплера.

Принятые ЛЭФИ обязательства по договору с УПВО РККА свидетельствовали о том, что ни институт, ни заказчик еще не представляли себе сложности и объема исследований и разработок, предусмотренных тактико-техническими требованиями договора [6]. (Можно отметить, что на создание аппаратуры по изучению рассеяния электромагнитных волн самолетом в более узком диапазоне и проведения исследований ЛФТИ затратил свыше одного года.) Поэтому руководителю работ ЛЭФИ по договору с УПВО РККА инж. Б. К. Шембелю, который при заключении договора и согласования работ с П. К. Ощепковым в этом участия не принимал, пришлось сразу же пересмотреть весь этот объем и ограничиться только тем, что было реально для выполнения в заданный срок.

До 1 июля 1934 г. Б. К. Шембель и его сотрудники В. В. Цимбалин, А. Н. Мержиевский и др. разработали первую часть задания — радиоаппаратуру под условным названием «Рапид», состоявшую из генератора на волне 4,7 м при мощности до 200 Вт, суперрегенеративного приемника и приемной антенны в виде горизонтального вибратора. В июле 1934 г. аппаратура «Рапид» испытывалась под Ленинградом в присутствии специальной комиссии под председательством П. Е. Хорошилова и членов: инж. П. К. Ощепкова, акад. А. А. Чернышева, инж. Б. К. Шембеля и др.

Излучающая установка, смонтированная на крыше здания ЛЭФИ, ориентировалась в направлении на приемник и за время испытаний не перемещалась. Приемник перемещали в пределах 11—50 км от излучающей установки. Самолет, следуя по заданному курсу, пересекал трассу электромагнитного излучения (так называемую «электромагнитную завесу») в различных точках линии створа излучающей и приемной аппаратуры, чтобы определить максимальное расстояние, на котором приемник еще обнаруживал самолет.

По результатам испытаний 10 —11 июля 1934 г. был составлен акт, в выводах которого отмечалось:

1. Во всех случаях при наличии самолета в зоне радиусом до 3 км от принимающего устройства и при высотах до 1000 м совершенно ясно ощущалось приемным устройством по появлению в телефоне характерных биений, обусловленных интерференцией прямой и отраженной волн. Комиссия констатирует, что принцип, положенный в решении поставленной задачи, верен и считает необходимым всемерно форсировать дальнейшие работы по разработке окончательного образца [7].

В 1934 г. 9 и 10 августа опыты по радиообнаружению с установкой «Рапид» были повторены. Приемная аппаратура находилась в районе Красногвардейска (50,4 км от излучателя) и станции Сиверская (70,6 км от излучателя); самолет летал на высотах до 5200 м. При этих опытах биения сигнала от самолета прослушивались в наушниках на дальности 5—7 км1 от приемника.

1 Разницу в дальности обнаружения самолета в опытах 10—11 июля и 9—10 августа можно объяснить более тщательной настройкой приемника и тем, что прослушивание биений на расстояниях 5—7 км, как это зафиксировано в протоколе, наблюдалось при виражах самолета.

 

Опыты позволили сделать следующие выводы [8]:

1. На расстоянии порядка 50 км (между излучающей аппаратурой и приемной — М. Л.), высота полета 52О0 м не является предельной для типа самолета, участвовавшего в испытаниях, так как существенного ослабления эффекта с увеличением высоты до предельной не наблюдалось.

2. Самолет обнаруживается безусловно надежно в том случае, когда он находится от приемника в сторону к излучателю и с меньшей надежностью, когда он летит от приемника в сторону, противоположную от излучателя.

3. Расстояние 75 км от излучателя при данной мощности (150—180 Вт) и при данных высотах антенн излучателя и приемника является предельным.

В сентябре 1934 г. ЛЭФИ предъявил Управлению ПВО РККА вторую часть аппаратуры «Рапид»: излучающее устройство мощностью 100 Вт, работавшее на волне 4,8 м с антенной, излучавшей в пределах 60° по азимуту и углу места, и приемник для центрального поста с прибором для записи принимаемых сигналов на ленте. Эта часть аппаратуры совместных испытаний не проходила и вместе с ранее изготовленной аппаратурой была использована заказчиком для различных экспериментальных исследований. Аппаратура «Рапид» послужила одним из прототипов при дальнейших разработках систем радиообнаружения в НИИИС РККА и на радиозаводе промышленности.

На этом этапе Управление ПВО РККА работы с ЛЭФИ прекратило, хотя они еще не были полностью завершены в соответствии с условиями договора.

На следующую страницу          К оглавлению