К оглавлению         На предыдущую страницу

Двухантенная станция дальнего обнаружения «Редут»

После экспериментальных исследований рассеяния электромагнитной энергии самолетом и расчета возможных дальностей такого радиообнаружения, ЛФТИ в 1936—1937 гг. создал первую экспериментальную импульсную установку радиообнаружения самолетов.

Установка размещалась в двух автофургонах. В одном из них был смонтирован генератор на двух лампах Г-165 и модулятор, работавшие на антенну типа «волновой канал» с коэффициентом усиления 100. В другом автофургоне находился приемник, обладавший чувствительностью в несколько микровольт, индикатор для наблюдения отраженных сигналов и приемная антенна с двумя полуволновыми вибраторами, имевшая диаграмму направленности в форме восьмерки. Передатчик работал на волне 3,7 м, импульсами 10—12 мкс, с частотой повторения 900 имп/с. По ориентировочным подсчетам при анодном напряжении 3000 В излучаемая мощность составляла 150—200 Вт. Приемная автомашина располагалась на расстоянии 300 м от автофургона передатчика.

Первые испытания установки под Москвой 15 апреля 1937 г. были удачными, показав возможность обнаружения самолета на расстоянии около 7 км. Следующий опыт был проведен 10 мая. Для уменьшения влияния помех генератора на приемник последний был отнесен на расстояние 500 м. Самолет на высоте 1500 м обнаруживался на расстоянии 12,5 км, причем отраженный сигнал мог быть сфотографирован с экрана индикатора. Визуально сигнал, отраженный от самолета, был виден на дальности до 17 км. Опыт по звену самолетов Р-5 был проведен 16 мая. Самолеты обнаруживались на расстоянии 15 км, причем на индикаторе были видны биения отраженных сигналов.

Опыты показали обнадеживающую перспективу импульсного метода радиообнаружения самолетов на дальностях, соответствующих тактико-техническим требованиям, и ЛФТИ по заданию НИИИС КА приступил к комплексной разработке импульсной аппаратуры с улучшенными тактико-техническими характеристиками.

Новая установка, изготовленная ЛФТИ к середине 1938 г., имела передатчик на лампах ИГ-8 и модулятор на лампах Г-3000. Передатчик развивал колебательную мощность 40—50 кВт в импульсе при анодном напряжении 15—22 кВ. Антенна передатчика, установленная на высоте 12 м, состояла из открытого двухпроводного фидера и направленного излучателя типа «волновой канал» с пятью директорами и тремя рефлекторами. Приемная станция, относимая на расстояние 1000 м от излучающей, имела такую же антенну. Синхронизация в установке осуществлялась на частоте 50 Гц от питающей сети.

В августе 1938 г. на территории НИИИС КА прошли испытания новой установки. Несмотря на ее конструктивно-производственное несовершенство, самолет на высоте 1500 м обнаруживался на расстоянии до 50 км.

Это был блестящий по тому времени успех импульсной техники, показавший, что, во-первых, проблема дальнего радиообнаружения самолетов принципиально решена и последующая ее реализация потребует только инженерно-конструкторских усилий и, во-вторых, очевидно преимущество импульсных станций по сравнению со станциями непрерывного излучения при использовании допплеровской частоты.

Эти испытания по важности их результатов были после опытов Ю. К. Коровина в январе 1934 г. и испытаний первой аппаратуры радиообнаружения Б. К. Шембеля в июле 1934 г. новой важнейшей вехой в истории отечественной радиолокации. Если опыты Ю. К. Коровина лишь показали возможность обнаружения самолетов по отраженным от них радиоволнам, а разработки и испытания Б. К. Шембеля — возможность создания аппаратуры радиообнаружения, то работы Ю. Б. Кобзарева и его коллектива в ЛФТИ подтвердили возможность создания средств радиообнаружения с такими тактическими свойствами, которые удовлетворяли требованиям войск ПВО.

Нужно отдать должное коллективу этого института и основным разработчикам Ю. Б. Кобзареву, П. А. Погорелко и Н. Я. Чернецову за достигнутые ими в столь короткий срок результаты.

Несовершенство экспериментальной установки не позволило определить предельную дальность обнаружения самолета в зависимости от его высоты. Такой задачи перед испытаниями и не ставилось, поскольку установленная тактико-техническими требованиями НИИИС КА дальность обнаружения в 50 км была уже перекрыта.

Институту связи и ЛФТИ было ясно, что теперь можно разработать опытный образец с учетом требований войсковой эксплуатации.

Учитывая степень технической отработанности аппаратуры дальнего радиообнаружения и установленный порядок разработки промышленностью опытных образцов вооружения и боевой техники, НИИИС КА обратился к радиозаводу с предложением сделать такой образец на базе последней экспериментальной установки ЛФТИ и при его научно-технической консультации и помощи.

Однако завод отказался заключить договор на опытный образец, мотивируя свое решение невыполнимостью требований заказчика о создании подвижного варианта станции. Тогда НИИИС КА и ЛФТИ договорились построить и смонтировать такую установку на автомашинах своими силами, а заодно и улучшить ее эксплуатационные характеристики.

Работы между институтами были распределены так: ЛФТИ разрабатывал новый приемник и осциллографический индикатор, а НИИИС выполнял общий проект станции, разработку и изготовление генератора, вращающихся антенн, источников питания и монтаж установки на автомашинах. Генераторные лампы типа ИГ-8 на волну 4 м и мощностью 50 кВт в импульсе поставил завод «Светлана».

В тесном деловом сотрудничестве ЛФТИ и НИИИС КА в течение года создали подвижную станцию, получившую название «Редут».

Через год после испытаний установки, подтвердившей блестящие возможности импульсной техники, в августе 1939 г. были проведены полигонные испытания «Редута» и получены такие дальности обнаружения:

Высота полета самолета, м

Дальность обнаружения, км

Высота полета самолета, м

Дальность

обнаружения, км

 

минимальная

максимальная

 

минимальная

максимальная

  500

1500

3000

  5

  8

15

30

50

65

4500

6000

7500

18

20

25

75

85

95

П. А. Погорелко.

Н. Я. Чернецов.

Станция радиообнаружения «Редут»
 Излучающая установка. Приемная установка.

Испытания вновь показали дальность обнаружения 50 км при высоте полета цели 1500 м, полученную в августе 1938 г. Это означало, что импульсная аппаратура радиообнаружения еще в 1938 г. имела потенциальные возможности обнаружения самолетов на расстоянии до 100 км. Результаты испытаний показали также, что теоретические расчеты Ю. Б. Кобзарева о возможной предельной дальности действия аппаратуры полностью совпали с опытными данными. Этот факт имел важнейшее практическое значение для последующих разработок радиолокационных станций различного тактического назначения, как метод, апробированный практикой.

Испытания расширили представление о возможности обнаружения самолетов станциями метрового диапазона на больших дальностях при одной и той же мощности излучения, но при больших высотах полета. Впервые эксперимент доказал, что при тех диаграммах направленности в вертикальной плоскости, которые имели антенны станции «Редут» с увеличением высоты самолета дальность его радиообнаружения возрастает (до некоторого предела).

Подвижная станция «Редут» получила первое боевое крещение во время войны с белофинами зимой 1939—1940 гг. на Карельском перешейке. Она была установлена в районе Перемяки по инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе. На «Редуте» работали инженеры НИИИС КА А. И. Шестаков, Т. М. Гаврилин и сотрудники ЛФТИ. Необходимые ремонтные и регулировочные работы на этой установке выполнялись силами ЛФТИ.

Результаты испытаний экспериментальной лабораторной установки станции радиообнаружения, проведенные еще в августе 1938 г., а также расчеты Ю. Б. Кобзарева позволили Управлению связи КА, не ожидая окончания совместных работ ЛФТИ и НИИИС КА по созданию подвижного варианта станции «Редут», внести в феврале 1939 г. в Комитет Обороны при СНК СССР предложение о разработке промышленностью двух опытных образцов станции на базе теоретических расчетов и экспериментальных проверок ЛФТИ.

Изготовить эти образцы Управление связи РККА предложило поручить НИИ радиопромышленности, обладавшим многолетним опытом в области радиотелемеханических устройств и УКВ радиолиний. Выбор этого института был не случаен. Заказчик понимал, что разработка первых РЛС как первенцев зародившейся отрасли военной техники, удовлетворявших требованиям войск, потребует не слепого копирования «Редута», созданного ЛФТИ и НИИИС КА, но и проведения одновременно с конструированием ряда исследований, которые обеспечили бы доведение образцов до войсковой «кондиции».

Многолетний опыт военных специалистов, связанных в процессе служебной деятельности с разработками оборонных проблем в научно-исследовательских институтах, не входящих в системы промышленных наркоматов, показывал, что такие институты, успешно решая теоретически и экспериментально проблему, как правило, не имели возможности создать образец, который удовлетворял бы (с конструкторско-технической и эксплуатационной точек зрения) требованиям серийного производства и войскового применения. Ученые и инженеры таких институтов при проведении контрольных пли полигонных испытаний обычно вынуждены были затрачивать значительные усилия и время, чтобы поддерживать необходимый потенциал экспериментального образца. Войска таких возможностей в условиях учебной эксплуатации, а тем более при боевой обстановке не имеют. Отсюда следует одно из основных требований к новому виду вооружения (боевой техники) и ее первенцу — надежность и простота в эксплуатации. Это требование могло быть выполнено только коллективами ведомственных институтов, КБ и заводов промышленности, располагавших знаниями и опытом конструкторско-технологических разработок.

Памятуя о прошлогоднем отказе радиозавода разработать подвижную станцию дальнего обнаружения, в НИИИС КА сделали правильный вывод, что такую задачу следует возложить на НИИ радиопромышленности.

В апреле 1939 г. Комитет Обороны при СНК СССР принял решение, обязавшее НИИ радиопромышленности разработать и изготовить два образца станции дальнего обнаружения на автомашинах. Еще в предвидении этого решения группа инженеров института, возглавляемая А. Б. Слепушкиным, в феврале — марте 1939 г. ознакомилась в ЛФТИ с исследованиями по основам импульсной техники и разработкой установки «Редут» и получила квалифицированную научно-техническую консультацию от Ю. Б. Кобзарева.

В результате А. Б. Слепушкин и его специалисты пришли к выводу, что «примененный для целей обнаружения самолетов принцип рассеяния электромагнитной энергии летящего самолета и наблюдение прямого и отраженного сигналов на экране осциллографа можно считать пригодным для практического использования; схемы импульсного передатчика и приемника в основном удовлетворяют поставленной цели...».

Дирекции института А. Б. Слепушкин доложил, что разработка опытного образца станции дальнего обнаружения возможна, но потребуется проведение ряда научно-лабораторных исследований, чтобы такой образец удовлетворял следующим ориентировочным характеристикам: дальность обнаружения самолета-бомбардировщика (СБ) не менее 50 км при высоте его полета не ниже 1000 м; точность определения расстояний — 1,5 км; расстояние между передающим и приемным устройствами — 300 м и при синхронном вращении передающей и приемной антенн в пределах 120°.

НИИ предполагал выполнить разработку в несколько последовательных этапов, начав с проведения дополнительных, более детальных испытаний экспериментального образца ЛФТИ по обнаружению разных типов самолетов на разных высотах и дальностях полета. Затем предполагалось создать лабораторные образцы основной части аппаратуры и после их проверки выполнить конструирование, изготовление и испытание опытного образца в полевых условиях. Однако реализовать этот план в восьмимесячный срок, установленный решением Комитета Обороны, институту так и не удалось. На пути возникли непредусмотренные, почти непреодолимые трудности, которые, с одной стороны, объяснялись задержкой кооперированных поставок комплектующих изделий, а с другой — необходимостью проведения ряда лабораторно-экспериментальных работ для повышения надежности функционирования отдельных блоков РЛС.

 

М. В. Шулейкин.

Несмотря на все эти препятствия НИИ согласно договору с Управлением связи КА в короткий срок разработал аванпроект и в июне 1939 г. предъявил его для утверждения НИИИС КА. На основе рассмотрения аванпроекта комиссией в составе председателя акад. М. В. Шулейкина и членов: инженеров НИИИС КА М. И. Куликова, А. И. Шестакова, В. И. Савельева и научного руководителя работ по радиообнаружению в ЛФТИ Ю. Б. Кобзарева, а также инженеров НИИ А. Б. Слепушкина, Л. В. Леонова, И. И. Вольмана и др. Управление Связи утвердило тактико-технические требования на опытные образцы, разработанные НИИИС КА совместно с НИИ радиопромышленности.

Используя результаты теоретических и экспериментальных работ ЛФТИ и своих исследований, при активной помощи инженеров НИИИС КА во главе с А. И. Шестаковым, НИИ в течение года разработал и изготовил два опытных образца станции «Редут» и в апреле 1940 г. предъявил их заказчику. В состав каждой станции входили:

— генератор, смонтированный внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины ЗИС-6, мощностью 50 кВт на волне 4 м;

— приемная аппаратура в таком же вращающемся фургоне на второй автомашине ГАЗ-3А с отметчиком и светящейся разверткой на экране ЭЛТ типа 730 длиной 150—180 см, рассчитанной на 100 км дальность обнаружения;

— две антенны типа «волновой канал», жестко укрепленные на каждом из фургонов с синхронным вращением. В антенне имелось пять директоров, один активный вибратор и один рефлектор;

— агрегат питания мощностью 30—40 кВт, смонтированный на автомашине ГАЗ-3А (третья автомашина станции).

Нарком Обороны 31 мая 1940 г. в целях ускорения решения вопроса о принятии станции на вооружение издал приказ о проведении совмещенных полигонных и войсковых испытаний станции. В июне — июле 1940 г. один образец испытывался в НИИИС КА, а второй — в войсковой части ВНОС под руководством офицера службы ВНОС ПВО подполковника П. В. Васюкова. Оба образца успешно прошли испытания и показали одинаковые результаты, которые полностью соответствовали данным прошлогодних испытаний опытной установки ЛФТИ—НИИИС КА «Редут». Приказом НКО от 26 июля 1940 г. станция «Редут» была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-2.

Разработка станции велась под руководством А. Б. Слепушкина и при участии Л. В. Леонова, Р. С. Буданова, И. И. Вольмана, Д. С. Михалевича, В. В. Самарина, Ю. К. Аделя и др.

Постановление Комитета Обороны при СНК СССР от 27 декабря 1939 г. обязывало НИИ радиопромышленности изготовить до 1 января 1941 г. опытную партию (10 комплектов) РЛС РУС-2. НИИ это задание выполнил и по ходу работ устранил выявленные в станциях производственные дефекты, что расширило его опыт по подготовке серийного выпуска станций на ближайший период. Для сдачи опытной партии осенью 1940 г. в НИИ была создана комплексная лаборатория, которая проводила стыковку блоков аппаратуры, их регулировку и сдачу заказчику. Опытная партия РУС-2 была изготовлена и сдана Управлению связи КА в марте — июне 1941 г. Бригаду сдатчиков возглавлял инженер Ю. К. Адель, приемку проводил инженер НИИИС КА Д. С. Стогов.

В развитии отечественной радиолокации станция РУС-2 по сравнению с системой радиообнаружения РУС-1 была значительным шагом вперед, так как позволяла не только обнаруживать самолеты противника на больших расстояниях и практически на всех высотах, но и непрерывно определять их дальность, азимут и скорость полета. Кроме того, при круговом синхронном вращении обеих антенн станция РУС-2 обнаруживала группы и одиночные самолеты, находившиеся в воздухе на разных азимутах и дальностях в пределах действия своей зоны, и следила с перерывами по времени (один оборот антенны) за их перемещениями. Таким образом, с помощью станции РУС-2 командование ПВО могло наблюдать за динамикой воздушной обстановки в зоне радиусом до 100 км, определять силы воздушного противника и даже его намерения: подсчитывая, куда и сколько в данное время направляется самолетов.

Станция дальнего обнаружения РУС-2 (приемная установка).

Ведущие инженеры, техники, механики и лаборанты НИИИС КА, участники создания РЛС «Редут».
Слева направо: сидят в первом ряду В. Ф. Ермак, С. И. Филиппов, П. И. Баранов; во втором ряду М. Р. Медников, В. И. Либин, М. И. Куликов, В. Н. Гинзбург, М. С. Щербаков; стоят Т. В. Васильев, В. М. Никифоров, А. И. Шестаков, В. К. Муравьев, П. А. Латышев.

А. Б. Слепушкин.

Л. В. Леонов.

Получая данные о воздушной обстановке от нескольких станций РУС-2, находящихся в оперативно-тактическом взаимодействии, и нанося их донесения на карту-планшет, командование ПВО района (зоны) имело возможность непрерывно и достоверно следить за действиями воздушного противника и наиболее целесообразно планировать и использовать свои средства и силы в борьбе с врагом.

Поступление в войска ПВО станций РУС-2 привело к технической революции в средствах воздушной разведки, коренным образом повлиявшей на эффективность ПВО страны.

За научно-технический вклад в создание первых станций дальнего обнаружения самолетов группе сотрудников ЛФТИ Ю. Б. Кобзареву, П. А. Погорелко и Н. Я. Чернецову в 1941 г. была присуждена Государственная премия. Они стали первыми лауреатами Государственной премии в области радиолокации.

В создании станции дальнего обнаружения РУС-2 большую роль сыграли инженеры НИИИС КА, повседневно взаимодействовавшие с институтом и оказывавшие ему научно-техническую помощь в расчетах, настройке и испытании отдельных радиоблоков и станции в целом. Следует также отметить и роль УПВО РККА, его конструкторского бюро и Опытного сектора разведки и наведения ПВО, которые были инициаторами и заказчиками начавшихся в 1935 г. работ в ЛФТИ по созданию этой станции и продолженных с начала 1937 г. уже по заданию Управления связи РККА.

* * *

В мае 1939 г. инженер НИИ радиопромышленности Н. И. Кабанов подал заявку на авторское свидетельство «Метод и устройство для осуществления помех типа «лжеобъект» работе радиодальномеров». НИИИС КА, положительно оценив это предложение, просил НИИ радиопромышленности включить в план разработок этот способ помех, но НИИ, считая такую разработку несколько преждевременной, отказался, ссылаясь на загрузку более актуальной тематикой.

 На следующую страницу          К оглавлению