К оглавлению На предыдущую страницу
С реорганизацией в
Институт в 1936—1939 гг. вел разработку аппаратуры дальнего обнаружения самолетов, которые должны были входить в некую систему радиообнаружения с центральным командным пунктом и сборным световым экраном, отображавшим воздушную обстановку. Прообраз такого командного пункта был построен в Островках на испытательной полигонной базе института, в непосредственной близости от лабораторно-испытательных зданий, в которых проводились экспериментальные работы по радиообнаружению.
Начатые НИИ-9 работы по
дальнему радиообнаружению самолетов не были продолжением работ, выполненных
ЛЭФИ в
Первой экспериментальной
установкой дальнего обнаружения явилась аппаратура РИ-4, смонтированная в
Островках на двух башнях высотой
Весной
По указанию М. А.
Бонч-Бруевича исследователи решили повысить дальность обнаружения, увеличив
мощность излучения передатчика, а также и чувствительность супергетеродинного
приемника при одновременном увеличении размеров антенн. Для этого в
Установка имела следующие
технические характеристики: длина волны
Лампу для РИ-6 мощностью 300 Вт с медной арматурой и водяным охлаждением изготовил инженер института М. Л. Слиозберг.
Испытания станции РИ-6
показали, что она обнаруживала бомбардировщик СБ на расстоянии всего лишь
Опыт создания аппаратуры
радиообнаружения, основанной на интерференционном методе, выявил чрезвычайно
большие трудности в решении задачи дальнего обнаружения. Эти трудности носили
тот же характер, что и в работах по созданию станций для ЗА с использованием
метода непрерывного излучения. Поэтому с начала
К середине
— разработку более мощного магнетрона и импульсных схем для его питания;
— исследование устойчивости работы схемы манипулятора, стабильности частоты магнетронного генератора и оптимальной спектральной характеристики высокочастотного импульса;
— изготовление усилителя
высокой частоты на волну
Последовательной разработкой, выполненной инженером института А. Я. Гейманом, колебательная мощность импульсных магнетронов была с 5—10 кВт (МИ-2) доведена до 40 кВт (МИ-2-У) при скважности 103 и длительности импульса 10-5 с, а затем до 150—200 кВт при скважности 4·103. Последний образец магнетрона, к сожалению, окончательных испытаний не выдержал, так как вскоре выбыл из строя.
Были проведены испытания импульсных установок с 40 кВт магнетронами; полеты для этого специально организовывались командованием ПВО Ленинграда, а также по самолетам в зоне действия установок радиообнаружения.
Наибольшая дальность,
полученная во время этих испытаний (10 марта
Опыты радиообнаружения с
более мощными магнетронами (не по самолетам) показали, что величина отраженных
импульсов от наземных предметов, характеризовавшая мощность излучения и
чувствительность приемных устройств, позволяла обнаруживать цели за 75—
Кроме созданных экспериментальных установок РИ-4 и РИ-6 институт в интересах решения проблемы дальнего обнаружения выполнил ряд исследований с целью:
— изучения возможных помех и маскирующих факторов при радиообнаружении облаков и определения напряженности отраженных полей в месте приема в зависимости от диапазона волн и характера облаков. В этих исследованиях на ультракоротких и дециметровых волнах облака рассматривались как диффузно рассеивающие диэлектрические поверхности, диэлектрическая постоянная которых определялась, как параметр среды с взвешенными каплями влаги. Размеры капель и плотность их распределения в облаках были взяты по данным института метеорологии.
Расчеты и опыты НИИ-9
показали, что заметные отражения от облаков могут быть обнаружены лишь на
волнах
— изучения возможности применения аппаратуры с непрерывным излучением и частотной модуляцией для определения расстояния до цели. Однако экспериментального подтверждения полученных расчетов на установках РИ-4 и РИ-6 добиться не удалось.
Опыт, накопленный НИИ-9 в
1939—1940 гг., подтвердил возможность дальнего обнаружения самолетов
импульсными установками, работавшими и в дециметровом диапазоне (в частности,
на волне
На следующую страницу К оглавлению