К оглавлению         На предыдущую страницу

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СОЗДАНИЕ СРЕДСТВ РАДИООБНАРУЖЕНИЯ ДЛЯ ВМФ И ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ПВО И ВВС

Испытание радиоискателя «Буря» и первые работы НИМИСТ в области радиообнаружения

Военно-Морские Силы пришли к использованию средств радиообнаружения несколько позже, чем войска ПВО. Объяснялось это рядом причин, о которых здесь следует сказать несколько слов.

Развитие тактико-технических средств ВМФ не порождало особых противоречий между возможностями его нападения и обороны. Скорость хода кораблей, качество их артиллерийского и минно-торпедного вооружения и средств боевой техники, тактические приемы боевых операций хотя и развивались, но медленно и примерно одинаково для всех флотов мира. Все характеристики надводного флота в 30-х годах в основном сохранились на уровне первой мировой войны. Совершенствовались, главным образом, методы стрельбы и приборы управления огнем.

После войны 1914—1918 гг. корабельные средства наблюдения и определения координат цели соответствовали возможностям артиллерии при ведении морского боя в дневное время при отсутствии тумана, дымовой завесы и других неблагоприятных факторов для наблюдения. В этих условиях и ночью отсутствие видимости для воюющих флотов приводило к необходимости придерживаться принципа: «Не вижу — не стреляю!». Ночь и отсутствие видимости обеспечивали выход из боя, отрыв от противника или же внезапность нападения.

В военно-морских кругах того периода более важной задачей для флота считали опознавание цели, чтобы обеспечить себе преимущество открытия первого залпа.

Новые условия борьбы на море сложились как в результате развития подводного флота, так и появления авиации, ставшей грозной силой в борьбе с подводным и надводным флотом противника. Для флота борьба с бомбардировочной и торпедоносной авиацией имела не менее важное значение, чем борьба с кораблями противника или противовоздушная защита войск на суше. ПВО ВМФ и его баз требовала создания корабельных и береговых средств борьбы, аналогичных по тактическому назначению и техническому устройству средствам ПВО сухопутной армии: аппаратуры радиообнаружения, ЗА, ИА и всего комплекса приборов, необходимых для стрельбы.

Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС РКВМФ) 1 установил контакт с ЦРЛ, ЛЭФИ, ЛФТИ, разрабатывавшими радиолокационную аппаратуру, а затем с НИИИС КА. Перед Великой Отечественной войной НИМИСТ были известны все работы, проводившиеся в области радиообнаружения.

По заказу НИМИС НИИ-9 в 1936 г. изготовил экспериментальную установку — копию артиллерийского радиоискателя «Буря» с параболическими антеннами меньшего диаметра (1,5 м вместо 2 м), разнесенными на 1,5—2 м (излучающая от приемной) и расширенной полосой пропускания приемника в сторону низких частот с учетом меньших скоростей, развиваемых кораблями по сравнению с самолетами.

Испытания (с представителями от НИМИС И. В. Бреневым и от НИИ-9 Б. К. Шембелем и В. А. Тропилло) в августе 1936 г. на острове Кроншлот близ Кронштадтской крепости показали, что небольшие самолеты обнаруживались на расстоянии 10—12 км, а корабли — всего за 3—5 км. При волнении на море в приемнике радиоискателя возникали сильные сигналы помех, затруднявшие наблюдение. Кратковременные помехи возникали и при пролете вблизи радиоискателя стай птиц (ласточек), попадавших в сферу его облучения и приема отраженных сигналов.

НИМИСТ учел эти малоудовлетворительные результаты и до весны 1940 г. не заказывал промышленности разрабатывать средства радиообнаружения, ограничившись наблюдением за работами по этой тематике в ЦВИРЛ, НИИ-9 и ЛФТИ и проведением ряда исследований в своей УКВ лаборатории, имевших целью подготовку к разработке средств радиообнаружения для ВМФ.

 

1 Научно-исследовательский морской институт связи РКВМФ с 1938 г. стал именоваться НИМИСТ — Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики.

И. В. Бренев.

Анализируя состояние освоенности радиодиапазонов, методы радиообнаружения, принятые в ЦРЛ, ЛЭФИ и ЛФТИ, и энергетические потенциалы в их разработках, в НИМИС полагали, что достигнутые в станциях радиообнаружения мощности генерирования явно недостаточны для обеспечения удовлетворительных результатов обнаружения кораблей. Считалось также, что применение метрового диапазона неприемлемо из-за невозможности размещения больших антенных устройств на корабле или же из-за вероятности значительного понижения точности определения угловых координат при использовании антенн меньших размеров. Этими соображениями и определялась направленность первоначальных исследований НИМИС в области радиообнаружения — выбор дециметрового диапазона, исследования и разработки мощных магнетронов, необходимых для корабельных станций. Промышленность тех лет не изготовляла нужных электронных ламп, и их пришлось разрабатывать и выпускать в лабораторных условиях всем институтам и организациям, которые начали развивать радиолокацию. Так вынуждены были поступить ЦРЛ, ЦВИРЛ, ЛЭФИ, НИИ-9, КБ УПВО, УФТИ и НИИИС КА. Так поступил и НИМИС.

К концу деятельности лаборатории УКВ НИМИСТ (1938 г.) ее руководителю И. В. Бреневу и его сотрудникам удалось создать магнетроны на волны 10—100 см в режиме непрерывного генерирования с улучшенными энергетическими характеристиками. Такие магнетроны отдавали 1 Вт мощности на каждый сантиметр длины волны. По предварительным выводам это означало, что магнетрон на волне 20 см мог развить на выходе 20 Вт. Но поскольку катоды созданных в лаборатории магнетронов были вольфрамовые с большими токами эмиссии, они допускали вероятность работы и в импульсном режиме при скважности 1000, обеспечивая 1 кВт мощности на волне 1 см.

Преждевременная ликвидация лаборатории УКВ НИМИСТ 1 не позволила ее научным сотрудникам довести до логичного завершения работы по магнетронам.

1 См. с. 248 настоящей книги.

 

В числе исследований НИМИСТ тех лет заметное место занимали труды военного инженера И. В. Бренева. результаты которых регулярно освещались в литературе: расчет и построение статистических характеристик двуханодного магнетрона [1], исследование магнетронного генератора на основе статических характеристик [2], применение УКВ для обнаружения самолетов (написанная по материалам зарубежных научно-технических публикаций) [3], радиотехнические методы определения расстояний (радиодистанциометрия) [4].

В итоге исследования различных методов И. В. Бренев высказал соображения, что «принцип Допплера наиболее применим для обнаружения быстродвижущихся объектов, в первую очередь самолетов», и что «радио-дистанциометрирование может быть использовано в интересах флота и авиации с целью: 1) обнаружения самолетов и определения курса, скорости и высоты и 2) обеспечения безопасности кораблевождения и полетов. Последняя область применения радиообнаружения охватывает гидрографию, геодезию, радионавигацию, предупреждение столкновения кораблей с айсбергами, обеспечение совместного плавания, самолетовождения, слепой посадки на аэродромах, радиоальтиметрии и определения толщины льда».

В этом перечне отсутствовало прямое упоминание задачи радиообнаружения кораблей противника и возможности их последующего поражения огнем корабельной артиллерии в условиях невидимости. Это можно объяснить тем, что мысль о дублировании корабельных оптических приборов (дальномеров и визиров) радиотехническими не возникала в те годы у командования и специалистов ВМФ, занимавшихся вооружением флота боевой техникой. А, между тем, при оснащении кораблей техникой радиообнаружения ограничительный принцип морского боя «Не вижу — не стреляю!» автоматически заменился бы принципом «Не вижу (непосредственно), но стреляю!» Это имело особую важность для советского флота, действовавшего в Северных широтах в условиях продолжительной арктической ночи. В ходе второй мировой и Отечественной войн такой принцип получил убедительное подтверждение.

На следующую страницу          К оглавлению