К оглавлению         На предыдущую страницу

Боевое применение станций радиообнаружения на море

В августе 1941 г. для усиления ПВО в Севастополь прибыли две станции РУС-2 (двухантенного варианта). Одна из них была на мысе Фиолент введена в эксплуатацию инженером института Б. П. Лебедевым, переведенным с крейсера на должность инженера по спецаппаратуре ПВО Черноморского флота. Станция вела круглосуточное воздушное наблюдение, а перед отходом войск из Севастополя была уничтожена.

Вторую станцию РУС-2 из Севастополя отправили в район Новороссийска. Под Анапой она была развернута как базовая станция ПВО Черноморского побережья Кавказа и взаимодействовала со станцией «Редут-К» на крейсере «Молотов». Станция, имея прямую связь с КП ПВО Новороссийска и с КП истребительной авиации, обеспечивала не только обнаружение бомбардировщиков, но и наведение на них своих истребителей.

После эвакуации из Севастополя Б. П. Лебедев ведал эксплуатацией станции РУС-2 в Анапе. Одним из наиболее знаменательных событий в боевой службе этой станции было наведение наших истребителей во время воздушных боев в апреле — мае 1942 г.

Чтобы усилить радиолокационное наблюдение за воздухом и организовать его более надежно, Б. П. Лебедев и В. А. Сивцов по собственной инициативе переделали двухантенную РЛС РУС-2 в две самостоятельные одноантенные станции, использовав для этого запасные радиоблоки генератора и приемника.

Одна из переделанных станций (ЛиС-1—Лебедев и Сивцов), несла боевую службу под Новороссийском. Вторая станция работала в Поти, а в феврале 1943 г. была перебазирована в Геленджик для наблюдения за воздушной обстановкой. После освобождения Севастополя эту станцию вернули в Севастополь, где она и работала до конца войны.

Эффективность боевой службы станции «Редут-К» на крейсере «Молотов» иллюстрируют некоторые примеры и цифры [6]: с 1 июля 1941 г. по 15 мая 1942 г. станция обнаружила около 3800 самолетов противника (включалась в работу 441 раз); с 15 мая 1942 г. по 18 ноября 1943 г. было обнаружено 5500 самолетов (станция включалась 828 раз). Во время массированных налетов станция работала до 20 ч в сутки и обнаруживала одновременно до семи-восьми групп самолетов противника на дальностях до 120 км.

Станция «Редут-К» получила отличную оценку командования Черноморского флота. За плодотворную работу на этой станции инженеры НИИ радиопромышленности Б. П. Лебедев и В. А. Сивцов были награждены орденами Красной Звезды.

* * *

Более широко и разносторонне использовалась отечественная радиолокационная техника и техника, полученная по ленд-лизу, во время Отечественной войны на Северном флоте, где с помощью РЛС велось обнаружение самолетов противника для ПВО флота и защиты его баз, а также крупнейших портов северного побережья, наведение истребителей на вражеские самолеты, помощь боевым кораблям (эсминцам, торпедным катерам и охотникам) при поиске кораблей и подводных лодок немцев, прорывавшихся в бассейны северных морей, обеспечение безопасности переходов наших конвоев и навигации кораблей.

Тактико-технические возможности РЛС во многом способствовали боевым успехам Северного флота. Нужно отдать должное командующему Северным флотом адмиралу А. Г. Головко, который принял все меры к тому, чтобы средства радиолокации использовались с максимальной интенсивностью и наибольшей пользой.

За 1943 г. РЛС Северного флота РУС-2 и РУС-2с обнаружили около 5000 немецких самолетов, а за 1944 г. — около 11000. Только за 1943 г. по данным РЛС было более 170 случаев наведения наших истребителей на самолеты противника, а в 1944 г. — около 70. В 1943 г. был сбит 121 немецкий самолет, а в 1944 г.— 58.1

1 Цифровые данные получены автором книги от адмирала А. Г. Головко.

 

Использование РЛС для службы ВНОС не только повысило надежность и эффективность всей ПВО Северного флота, но и позволило вместо непрерывного дежурства (барражирования) истребителей в воздухе вести их дежурство на аэродромах, что значительно сократило расход моторесурсов и горючего и сберегало силы летчиков ИА. Патрулирование истребителей стало применяться только для прикрытия конвоев и кораблей, выходивших на боевое задание.

Система радиолокационной службы обеспечивала командные пункты ПВО флота почти непрерывной информацией о воздушной обстановке, о маршрутах и количестве самолетов противника в воздухе, позволяя в то же время наиболее рационально и полно использовать силы и средства ПВО для борьбы с вражеской авиацией.

Вот несколько примеров применения радиолокационных средств для разведки и обнаружения вражеских самолетов на Северном флоте, рассказанных адмиралом А. Г. Головко.

23 апреля 1943 г. станция РУС-2 обнаружила шесть «Юнкерсов», направляющихся в сторону Мурманска. На перехват бомбардировщиков поднялись наши истребители. Заметив их, «Юнкерсы», уклоняясь от встречи, повернули на город Полярный. По данным РУС-2 истребители вновь пошли на перехват, но бомбардировщики, не дойдя до Полярного, беспорядочно сбросили бомбы на сетки и легли на обратный курс, не выполнив боевой задачи.

22 мая 1943 г. группа наших малых кораблей под прикрытием шести истребителей вышла на боевое задание к норвежскому побережью. При проходе Мотовского залива корабли были замечены воздушной разведкой противника. Завязался бой с нашими истребителями, патрулировавшими группу кораблей. Станция РУС-2 обнаружила самолеты противника, что позволило своевременно поднять в воздух вторую группу наших истребителей, которые с высоты 4—5 тыс. метров атаковали противника, связанного боем с истребителями прикрытия. Самолеты противника пять раз пытались атаковать наши корабли, но всякий раз безуспешно. В итоге враг потерял семь истребителей и два бомбардировщика. Наши потери—два истребителя.

Радиолокационные станции нередко помогали кораблям Северного флота в поисках немецких подводных лодок, которые в полярные ночи появлялись вблизи мурманского побережья, подстерегая надводные корабли, возвращавшиеся с боевых заданий на базы. Командование флота вело систематические поиски подводных лодок, используя для этого корабли, имеющие на борту РЛС.

В ночь на 5 декабря 1944 г. два эсминца вышли из Иоканги в Кольский залив с заданием вести поиск немецких подводных лодок. В 1 ч 35 мин РЛС одного эсминца обнаружила на дистанции в 30 кабельтовых две цели. Взяв курс на эти цели, эсминец с помощью осветительных ракет через несколько минут обнаружил на поверхности воды подводную лодку, которая стала медленно погружаться. Развив самый полный ход, эсминец пошел на таран, однако лодка уже погрузилась. Тогда с борта корабля на месте погружения лодки было произведено бомбометание. Раздался взрыв большой силы, и на поверхность воды вырвалось пламя. Эсминец еще дважды повторил бомбометание, сбросив 30 больших и 2 малых бомбы.

В это же утро в 7 ч 44 мин РЛС второго эсминца, крейсировавшего на плёсе у острова Кильдин, обнаружила на дистанции 22 кабельтовых неизвестный корабль. Эсминец развернулся и на полном ходу пошел в атаку. В бинокль была обнаружена всплывшая подводная лодка. Эсминец, идя на таран, одновременно открыл артиллерийский огонь. Несколько снарядов попали в рубку подлодки, которая с признаками возникшего пожара стала погружаться. На месте погружения подлодки были сброшены глубинные бомбы, а затем по показаниям гидролокатора произведены еще две атаки глубинными бомбами. На поверхность моря всплыло большое количество солярового масла.

При конвоировании транспортных судов РЛС также оказывали флоту немалую услугу, обеспечивая поиск подводных лодок, воздушное наблюдение, удержание места в строю кораблями охранения, поиск отставших транспортов и решение навигационных задач.

14—18 октября 1941 г. в состав арктического конвоя группы транспортных кораблей были выделены эскадренный миноносец, пять тральщиков и три больших охотника. Переход протекал в сложных метеорологических условиях полярной ночи, с сильными туманами и частыми снегопадами. РЛС пришлось использовать не только для охраны конвоя, но и для навигации и удержания кораблями и транспортами своих мест в строю. 17 октября конвой с транспортами подходил к проливу Югорский Шар, отделяющий остров Вайгач от Большой Земли. Из-за тумана и снегопада при практически нулевой видимости транспорт «Фрунзе», не имевший бортовой РЛС, отстал от конвоя. Около 11 ч командиру эсминца приказали найти «Фрунзе» и вернуть его в строй. Оставив место в конвое, эсминец развернулся и через 32 мин обнаружил транспорт. Взяв «Фрунзе» под конвой, эсминец направился к Югорскому Шару и вскоре обнаружил неизвестную цель на расстоянии 25 каб., которая затем пропала с экрана индикатора. Командир эсминца приказал искать цель, используя обе (радиолокационную и гидролокационную) станции. В 16 ч 10 мин гидролокационная станция на расстоянии 6 каб. обнаружила подводную лодку и ее забросали глубинными бомбами. Контакт с лодкой был утерян, а на поверхности воды вскоре появились масляные пятна.

В боевой деятельности Северного флота большую роль играли торпедные катера, дерзкие атаки которых на немецкие конвои оставили много ярких страниц в истории войны на море. Успешным действиям торпедных катеров во многом способствовало применение РЛС, обеспечивавших обнаружение кораблей и транспортов противника, определение скорости их движения, расчет атак и торпедной стрельбы и наведения катеров, не имевших радиолокационных установок. Катера с РЛС служили для целеуказания и наведения других катеров боевой группы. Все катера, участвовавшие в атаке, использовали данные, сообщаемые с ведущего катера, который производил атаку последним.

Приведем еще один интересный пример боевой деятельности торпедных катеров Северного флота.

Из базы Пумманки в районе острова Лилле-Эккерё в 19 ч 10 мин 11 октября 1944 г. вышла первая поисковая группа из четырех торпедных катеров (ТК) с одной радиолокационной станцией на борту, чтобы перехватить и уничтожить конвой противника, обнаруженный воздушной разведкой, следовавший в порты Варангер-фьорда. В составе этого конвоя было три транспорта и 10—12 кораблей охранения, что свидетельствовало о важности груза, перевозимого транспортами.

Группа ТК должна была вести поиск конвоя радиолокационной станцией, взаимодействуя с двумя самолетами — осветителями типа ИЛ-4 (которые сбрасывали светящиеся авиабомбы — САБ).

В 19 ч 55 мин из Пумманки вышли еще два ТК с задачей атаковать конвой на подходе его к Бенфьорду. В 22 ч 22 мин из Пумманки вышла третья поисковая группа (два ТК) для самостоятельного поиска противника вдоль южного побережья Варангер-фьорда в районе Петсамовуонояр-фьорда. В случае обнаружения конвоя РЛС первой поисковой группы ТК предусматривалось наведение других групп ТК по данным этой РЛС.

В 21 ч 20 мин первая поисковая группа ТК подошла к острову Лилле-Эккерё и в строю фронта начала поиск в направлении острова Стуршер. Через 20 мин командир группы ТК установил связь с самолетами-осветителями, которые начали сбрасывать САБ для освещения района поиска. Однако САБ сбрасывались неточно и в ряде случаев освещали свои же ТК. Завязался усиленный радиообмен между ТК и самолетами, что могло демаскировать присутствие торпедных катеров у побережья. Командир бригады ТК с своего КП отдал приказание прекратить радиопереговоры, а самолетам-осветителям — возвратиться на базу; поиск продолжали только ТК.

В 0 час 05 мин 12 октября, находясь в 35 каб. от острова Стуршер, ТК с РЛС на борту обнаружил на расстоянии 60 каб. конвой противника. Через несколько минут, уточнив обстановку, командир ТК с РЛС, подал сигнал: «Вижу силуэты кораблей, дистанция 35 кабельтовых». Позднее был определен и состав конвоя: три транспорта, пять сторожевых кораблей и тральщиков, один эсминец и десять сторожевых катеров.

Командир ТК с РЛС, передавая данные о положении конвоя противника, начал наводить на него два ТК своей группы, сообщая о порядке отхода их после атаки. В 0 ч 24 мин ТК сблизились с конвоем на визуальную видимость и пошли в атаку, дав с дистанции 2 каб. залп двумя торпедами по головному транспорту водоизмещением 6000—8000 т.

Сторожевые катера противника открыли по ТК огонь и начали их преследовать. Два других ТК первой группы атаковали с дистанции 2 каб. другие транспорты противника. В результате торпедных атак все три транспорта противника были потоплены, а ТК оторвались от врага. Вслед за этим командир бригады торпедных катеров приказал ТК с РЛС на борту оставаться в районе атаки и наводить вторую и третью группы ТК. В результате катера уничтожили торпедами головной и следующий за ним сторожевые корабли немцев.

Это был первый бой на Северном флоте, проведенный торпедными катерами, успех которого всецело зависел от использования РЛС на борту. В итоге боя были потоплены 3 транспортных и 2 сторожевых корабля противника.

На следующую страницу          К оглавлению