К оглавлению         На предыдущую страницу

Примеры боевого применения станций дальнего обнаружения

Опыт противовоздушной защиты Москвы был первым, в котором радиолокационная техника полностью выявила свои боевые качества. Дальнее обнаружение самолетов противника, наведение на них своих истребителей, управление огнем ЗА — вот важнейшие задачи, успешно решаемые с помощью РЛС.

По мере поступления радиолокационной техники в войска опыт Московской зоны ПВО стал распространяться в войсках ПВО других важнейших промышленных и административных центров страны. Активную роль в передаче войсковым частям опыта боевого применения станций радиообнаружения, их технической эксплуатации (профилактика, ремонт, настройка) выполняли инженеры Д. С. Стогов, И. А. Облезин и другие, а также бывшие инженеры НИИ-9 Ю. Н. Шеин, В. Н. Богомолов, Н. А. Лютоев, В. Г. Николаев, А. Я. Гейман, М. Д. Гуревич (младший), А. К. Белькович и др.

Особо важное значение радиолокация имела для обороны Ленинграда в тяжелых условиях блокады. В начале блокады авиация и наземная артиллерия противника обладали тактическим преимуществом в нанесении внезапных бомбовых и артиллерийских ударов по городу Ленина. В борьбе с бомбардировщиками врага Ленинградская ПВО не имела бы времени на подготовку к отражению противника с воздуха, если бы в первые же месяцы войны не была оснащена радиолокационными станциями дальнего обнаружения, а к началу 1942 г. и станциями орудийной наводки ЗА.

Трудно переоценить роль радиолокации в защите города на Неве, которую она выполняла с первых дней войны и до снятия блокады. Вот один из примеров. 4 апреля 1942 г. Ленинград подвергся самому крупному с начала войны налету фашистской авиации. По замыслу врага предполагалось разрушить наиболее крупные промышленные предприятия города, снабжавшие фронт вооружением, и уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота, стоявшие в Финском заливе и у города. Чтобы достичь наибольшего успеха при минимальных потерях, фашистское командование заблаговременно и тщательно готовило эту операцию. Налету бомбардировочной авиации противника предшествовала интенсивная воздушная разведка города, его системы ПВО и пунктов стоянки кораблей. Особенно активно разведка велась во второй половине марта. Пользуясь хорошей погодой и видимостью, фашистские одиночные самолеты-разведчики на предельных высотах систематически летали над городом.

Усилившаяся воздушная разведка противника подсказывала командованию Ленинградского фронта и войск ПВО, что эти разведывательные полеты — прелюдия к предстоящим массированным налетам авиации противника на город. Командование Ленинградского фронта, войск ПВО и Балтийского флота приняло в связи с этим ряд срочных мер по усилению противовоздушной обороны города и кораблей и еще большему повышению бдительности войск.

4 апреля 1942 г. в 18 ч 35 мин одна из РЛС дальнего обнаружения РУС-2, расположенная на Волковом кладбище, ведя поиск целей в своем секторе, обнаружила первую группу из 9 бомбардировщиков на расстоянии 115 км южнее Ленинграда, в районе Тарновичи. Через 2 мин РЛС в том же районе засекла вторую группу также из 9 бомбардировщиков, а еще через 5 мин — третью такую же группу самолетов. Продолжая наблюдение, боевой расчет станции РУС-2 заметил, что в районе озера Вилье, в 40 км севернее Луги, бомбардировщики группировались, очевидно, в ожидании других групп с тем, чтобы идти к объекту бомбометания массированно. Еще через несколько минут наблюдения за группами бомбардировщиков стало видно, что они эшелонированно взяли курс на Ленинград. У командования ПВО не оставалось сомнений в истинных замыслах врага. В 18 ч 48 мин всем частям ПВО и кораблям флота был дан сигнал готовиться к бою. Самолеты немцев в это время находились на расстоянии 55 км от города.

Когда первая волна бомбардировщиков подходила к Красногвардейску и до города оставалось 35—40 км, завыли сирены воздушной тревоги. Станции обнаружили, что в налете участвовало девять групп бомбардировщиков (около 100 самолетов). Кроме того, первые эшелоны бомбардировщиков сопровождали 12—15 истребителей, часть которых при подходе к городу пошла на аэродромы ИА, чтобы воспрепятствовать взлету наших истребителей.

Встреченные интенсивными залпами зенитных орудий на южных окраинах города, создавших шквал сопроводительного и заградительного огня, эшелоны самолетов врага расходились на более мелкие группы и, применяя противозенитный маневр, стали подходить к городу. Значительная часть бомбардировщиков как в одиночку, так и целыми группами (до 18 самолетов), не выдержав мощного заградительного огня, развернулась и полетела обратно на юг, лишь отдельные бомбардировщики, обогнув с юга зону огня, заходили к городу вдоль Невы с юго-восточного и восточного направлений.

Одновременно с налетом фашистской авиации на город артиллерийские полки ПВО и корабли Балтийского флота подверглись сильнейшему обстрелу наземной артиллерии противника с целью парализовать огонь зенитной обороны, заставить расчеты ЗА укрыться в землянках и убежищах и тем самым обеспечить беспрепятственный пролет своих бомбардировщиков к городу. Но фашисты просчитались. Все расчеты и подразделения ПВО и ЗА стойко выполняли свой долг перед Родиной и ни на минуту не ослабили обстрел воздушного врага.

По донесениям службы ВНОС, из 100 бомбардировщиков, участвовавших в налете, к городу прорвалось 58, а 42 самолета к городу допущены не были. Из 230 фугасных авиабомб (ФАБ), сброшенных на город в непосредственной близости от кораблей, упало 70, но только две из них попали в корабли, не причинив им, однако, большого ущерба.

Большая часть ФАБ, упавших в различных районах города, вызвала разрушения и пожары в 11 районах.

Воздушная тревога в Ленинграде длилась 1 ч 20 мин, и около 2 ч до налета город подвергался артиллерийскому обстрелу.

Чем же закончился для фашистов этот массированный налет на Ленинград? Основная задача — уничтожение промышленных объектов и кораблей Краснознаменного Балтийского флота — не была выполнена, и промышленные предприятия и корабли остались невредимыми. Огнем ЗА было сбито 19 самолетов и подбито 9. В отражении налета участвовало 23 наших истребителя. Они сбили 6 бомбардировщиков и подбили один. Мы потеряли один истребитель. Таким образом, всего было сбито 25 и подбито 10 самолетов, т. е. свыше 30% фашистских самолетов не вернулось на свои базы.

* * *

В ночь на 5 апреля 1942 г. бомбардировщики противника вновь совершили налет на Ленинград. Однако и на этот раз части ПВО не оказались застигнутыми врасплох. В 01 ч 43 мин станция РУС-2 обнаружила первые самолеты противника в юго-западном направлении. За 2—3 мин было обнаружено 18 целей; одиночные самолеты и их мелкие группы.

Мощный огонь зенитных батарей создал такую завесу, сквозь которую к городу прорвалось лишь 8 фашистских бомбардировщиков, сбросивших куда попало 20 ФАБ. Остальные самолеты, дойдя до зоны огня, повернули обратно, не выполнив задания.

* * *

Результаты оснащения ленинградской системы ПВО радиолокационными средствами обнаружения самолетов и управления огнем ЗА только за отдельные периоды осени 1942 г. иллюстрируют следующие примеры.

В течение октября РУС-2 и РУС-2с вели наблюдение за воздушной обстановкой 2092 ч, что в среднем составляло на каждую станцию по 12 ч в сутки. За это время было обнаружено около 1600 групп самолетов противника с общим количеством более 4600 единиц, что составило в среднем за сутки свыше 50 целей (150 самолетов). Дальность обнаружения при этом была 100—145 км.

В течение ноября станции РУС-2 и РУС-2с обнаружили свыше 1800 целей с общим количеством около 3300 самолетов, т. е. в среднем за сутки 60 целей (110 самолетов). Активными средствами ПВО за этот месяц было сбито и подбито следующее количество самолетов противника: истребительной авиацией 79, огнем ЗА 55/32, огнем зенитных пулеметов и ружейным огнем 6/2 (в знаменателе число подбитых самолетов).

С начала войны и по 1 декабря 1942 г. было уничтожено всего 2020 вражеских самолетов, в том числе: огнем зенитной артиллерии 979; истребительной авиацией 972; огнем зенитных пулеметов 55; ружейным огнем 10 [19].

На основе опыта боевых действий частей ПВО Ленинграда с начала войны и до снятия блокады были сделаны следующие общие выводы:

1. РУС-2 и РУС-2с были наиболее надежными и достоверными средствами обнаружения самолетов противника в воздухе при любых атмосферных условиях дня и ночи. Благодаря им противнику не удавались внезапные налеты на город, несмотря на непосредственную близость фронта на южных подступах к городу.

2. Эффективность огня ЗА в условиях ночи и облачной погоды без применения СОН была низкой, что подтверждалось опытом некоторых зенитно-артиллерийских полков, еще не имевших этих станций.

3. Среди некоторой части командного состава частей ПВО Ленинграда в первый период боевой эксплуатации РЛС обнаружения и СОН существовало недоверие к этой новой технике (как и при работе опытной зенитной батареи в Московской зоне ПВО). Однако в тяжелых условиях блокады достоверность сведений о воздушном противнике, поступавших от РЛС, и повышение эффективности огня ЗА при взаимодействии со станциями орудийной наводки вскоре развеяли существовавшее недоверие к радиолокационной технике.

Результаты первых месяцев эксплуатации РУС-2 выявили не только недоверие к ним у некоторой части командного состава войск ПВО, но и не наилучшую организацию их применения, о чем стало известно Военному Совету Ленинградского фронта, который для выправления сложившегося положения командировал в войска ПВО представителей радиозавода.

Всесоюзная Коммунистическая партия (б) — Ленинградский Городской комитет

22 сентября 1941 г.

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Военный Совет Ленинградского фронта уполномачивает директора завода тов. Форштера А. А., ст. военпреда УСКА т. Каратыша Н. Н., инженеров тт. Чсремина В. И. и Токачирова М. С. проверить работу установок РУС-2.

Член Военного совета
Ленинградского фронта
Секретарь Ленгоркома ВКП(б) А. Кузнецов

 

Специалисты завода совместно с представителями ПВО Ленинграда выяснили условия эксплуатации станций РУС-2 и причины, не позволившие использовать полностью их потенциальные возможности, и выработали необходимые предложения. Рекомендации группы были приняты и оказали положительное влияние на повышение эффективности использования станций РУС-2.

* * *

Ладожский дивизионный район ПВО в период блокады Ленинграда имел важнейшее значение в деле помощи Ленинграду и обеспечении функционирования ледовой «дороги жизни». Создание самостоятельного района ПВО, взаимодействовавшего с Ленинградским фронтом и подчиненного главному командованию войск. ПВО ТС, было важным и своевременным мероприятием в таких условиях.

Применение РУС-2 и РУС-2с и управление своими самолетами по радио значительно повысило эффективность наведения истребителей на самолеты противника. На КП командиров авиационных полков имелись два радиоприемника: один принимал донесения о самолетах противника с постов ВНОС, а второй — от станций РУС-2. Такое дублирование данных оповещения позволяло командирам авиаполков быть всегда в курсе воздушной обстановки.

В течение нескольких месяцев (весной и летом 1942 г.) в ночное время противник осуществлял разведывательные полеты по одному маршруту: из района Кириши на Вологду, Тихвин, Волхов и обратно. Самолеты обходили зоны зенитного огня и безнаказанно вели разведку в предрассветные часы.

31 марта командир одного из истребительных авиаполков, получив донесение от станции РУС-2 об обнаруженной цели, поднял в воздух два истребителя Миг-3 и нацелил их на перехват фашистского разведчика. Летчики-истребители, обнаружив вражеский самолет по огню выхлопных патрубков и открыв огонь, сбили его в районе станции Валя. Наведение истребителей на цель осуществлялось по данным станции обнаружения волховской артиллерийской группы.

Для службы наведения в основном использовались станции РУС-2 и радиостанции наведения. Чрезвычайно важную роль в борьбе с вражескими самолетами играло взаимодействие между станциями РУС-2, радиостанциями наведения, службой ВНОС и КП оперативной группы ВВС Ленинградского фронта.

В донесениях командования Ладожского района ПВО отмечались особенно хорошие результаты по радионаведению с помощью РУС-2, которых добился в феврале — марте 1942 г. один из авиаполков1. Представитель этого авиаполка находился непосредственно на РУС-2 и оттуда через радиостанцию наведения подавал команды летчикам-истребителям, находящимся в воздухе, одновременно наблюдая на экране индикатора РЛС положение наших истребителей и их сближение с самолетами противника. При такой организации наведения только за один месяц состоялись 23 встречи в воздухе, и было сбито 11 самолетов противника.

1 154-й истребительный авиационный полк, РУС-2 № 10.

 

Об интенсивности налетов фашистской авиации в этом районе свидетельствуют следующие цифры: за 1942 г. РУС-2 Ладожского дивизионного района ПВО обнаружили около 20 000 целей, предупредив о 38 массированных налетах на оборонные объекты.

Боевая практика Ладожского дивизионного района ПВО позволила его командованию сделать такие же выводы, как и командованию ПВО Ленфронта в отношении РУС-2 и РУС-2с [20].

Применявшееся ранее патрулирование своих истребителей в ожидании самолетов противника теряло смысл и становилось, как правило, ненужным.

 На следующую страницу          К оглавлению